Контроль таможенной стоимости
Контроль таможенной стоимости товаров – осуществляемая таможенным органом проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров)
Правовое регулирование: глава 44 ТК ЕАЭС; Глава 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ; Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (указанный документ утрачивает силу с 01.07.2019); Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».
Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары, заполняется декларантом или представителем.
Обращаем Ваше внимание!
С 01.02.2019 формат и структура ДТС определяются в соответствии с Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 № 4 «О структуре и формате декларации таможенной стоимости»
Перечень документов, подтверждающих заявленную стоимость указан по ссылке.
*В определенных случаях Таможенная стоимость товаров заявляется в декларации на товары без заполнения ДТС.
Как проводится контроль?
Таможенный контроль проводится по установленной форме (проверка документов, осмотр, досмотр, таможенная проверка и т.д.) таможенным органом с использованием информации в максимально возможной степени сопоставимой с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, включая сведения об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, в том числе:
- о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов;
- о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, сведения из ценовых каталогов.
В настоящее время контроль провидится с использованием Системы управления рисками (СУР).
Решение по результатам контроля
В результате контроля уполномоченное должностное лицо выносит решение:
- о возможности принятия заявленной декларантом таможенной стоимости;
- о запросе у декларанта дополнительных(ссылка) документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости;
- о необходимости корректировки таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или о необходимости применения другого метода определения таможенной стоимости.
Каковы признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров?
Нормативное регулирование и судебная практика выделяют основные признаки недостоверности:
- выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в этом или других документах;
- выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза, ценой биржевых котировок, аукционов, ценовых каталогов;
- выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых произведены (состоят) ввозимые товары;
- наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров;
- наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров, расходы на страхование и т.п.)
*Полный перечень признаков недостоверности на основе судебной практики подготовлен специалистами «Юнитрейд» и используется при анализе конкретных сделок участников ВЭД.
После выявления вышеуказанных признаков, таможенные органы запрашивают перечень дополнительных документов (бухгалтерских, регистрационных, отгрузочных и т.д.) и сведений, в том числе письменных пояснений. Декларант обязан ответить на указанный запрос!
Как видно из содержания, критерии недостоверности имеют сугубо оценочный характер, и в каждом конкретном случае таможенные органы будут искать любую возможность, чтобы вменить декларанту недостоверность.
Однако, грамотная защитная линия декларанта (порядок, объем и качество представляемых документов) поможет избежать осуществления корректировки таможенной стоимости, привлечения лица к административной ответственности и, как следствие, сократить издержки в связи с уплатой штрафных санкций и задержкой товара.
Что не считается недостоверным декларированием ?
- ввозимые товары и ранее ввезенные товары являются идентичными, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий их поставки);
- если в отношении ранее ввезенных идентичных товаров таможенная стоимость товаров определена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), а так же, если подтверждена достоверность и полнота таких сведений;
- таможенное декларирование ввозимых товаров осуществляется в регионе деятельности таможни, в регионе деятельности которой осуществлялось таможенное декларирование ранее ввезенных идентичных товаров;
- в декларации на товары в отношении ввозимых товаров заявлен такой же регистрационный номер ранее ввезенных идентичных товаров;
- срок с даты выпуска ранее ввезенных идентичных товаров до даты регистрации декларации на товары в отношении ввозимых товаров не превышает срока, определяемого СУР (но не более 180 календарных дней).
*Полный перечень признаков, указывающих на отсутствие недостоверности декларирования на основе судебной практики подготовлен специалистами «Юнитрейд» и используется при анализе конкретных сделок участников ВЭД.
Корректировка таможенной стоимости
1. КТС до выпуска товаров
1.1. Мотивированное обращение декларанта
По мотивированному обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, с разрешения таможенного органа сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены (дополнены) до выпуска товаров, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган:
- не запросил документы и (или) сведения, подтверждающие заявленные сведения в декларации;
- не уведомил о месте и времени проведения таможенного досмотра;
- не принял решения о проведении таможенного осмотра;
- не назначил проведение таможенной экспертизы.
Для внесения изменений используется форма корректировки декларации на товары (КДТ), к которой прикладывается новая ДТС.
Например, декларант обнаружил, что при расчете таможенной стоимости забыл включить расходы на страхование товара при его транспортировке. В этом случае (если проверка таможенным инспектором еще не начата и указанное обстоятельство не выявлено) декларант имеет право подать КДТ и новую ДТС, в которой отразить указанные расходы.
1.2. Решение таможенного органа
В случае если представленные декларантом документы (в том числе дополнительные) не подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный орган выставляет требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТС, а после выносит решение о внесении изменений в ДТС.
Как правило, после решения о внесении изменений в ДТС возбуждается административное расследование по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ (заявление декларантом недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров), либо решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Действия декларанта?
В случае, если инспектор принял решение о корректировке стоимости, у декларанта есть два варианта поведения:
- Добровольно провести корректировку (выбрать другой метод определения ТС);
- Бездействовать, и тогда таможенный инспектор самостоятельно произведет заполнение необходимых форм.
Понимая, что действие таможенного инспектора по корректировке может быть впоследствии обжаловано в суде, инспектора зачастую пытаются "убедить" декларанта самостоятельно провести корректировку. Если вы планируете отстаивать свою позицию в дальнейшем — не нужно соглашаться добровольно провести заполнение листа КТС.
Действия инспектора после отказа от добровольного внесения изменений ?
Если декларант после вынесения решения о корректировке в установленный срок не определяет таможенную стоимость иным методом, то таможенный инспектор самостоятельно делает это, заполняя специальную форму листа КТС.
После определения таможенной стоимости иным методом, возникает задолженность декларанта по доплате таможенных платежей. Часть этой задолженности инспектор погашает за счет средств депозита, принимая решение о зачете денежного залога. Если средств депозита не хватает, то инспектор выставляет требование на доплату.
Требование на доплату должно быть добровольно исполнено декларантом в установленный срок. Если этого не происходит, то инспектор производит принудительное взыскание (арест счетов, инкассо).
Выпуск товаров под обеспечение
Если таможенная проверка не может быть завершена в срок, допускается выпуск товаров до завершения процедуры проверки при условии, что уплачены таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в размере, исчисленном в декларации на товары, и предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в установленном размере.
Размер обеспечения определяется таможенным органом в соответствии со ст.65 ТК ЕАЭС, исходя из стоимости товаров и физических характеристик, наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, которые могут быть уплачены в отношении указанного товара.
Обеспечение исполнения обязанности не предоставляется, если:
- Декларантом товаров выступает уполномоченный экономический оператор;
- Таможенные операции в отношении перемещаемых товаров от имени и по поручению декларанта осуществляет таможенный представитель, несущий солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов;
- Декларант одновременно отвечает условиям, установленным п. 6 ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.
2. КТС после выпуска товаров
После принятия формы корректировки таможенной стоимости после выпуска (лист КТС-1), декларант получает от таможни требование на уплату таможенных платежей, которое должно быть добровольно исполнено декларантом, либо наступит принудительное взыскание.
Таможенная стоимость может быть скорректирована и во время проведения камеральных и выездных таможенных проверок.
Причины корректировки стоимости после выпуска?
- Основная причина - в момент оформления не были установлены минимальные контрольные цены в отношении рассматриваемого товара. После принятия таких контрольных цен проводится проверка ранее выпущенных товаров — своего рода "акция".
- Другой причиной корректировки после выпуска может быть обращение пристального внимания на деятельность конкретного декларанта, как при импорте товаров, так же может проводится корректировка стоимости при экспорте. Это может быть вызвано выявлением каких-либо других нарушений таможенного законодательства в работе декларанта.
Корректировка таможенной стоимости может быть проведена в течение 3-х лет после выпуска товаров.
Специалисты и таможенной практики «Юнитрейд» предлагают полный спектр юридических услуг в области таможенного права, который включает в себя анализ процесса определения таможенной стоимости товаров, подготовку соответствующей аргументации для подтверждения заявленной таможенной стоимости с представлением интересов компании в таможенных органах и судах.